Блог

 

2017 06 23 140243

 

Идея писать маленькие заметки возникла после очередной супервизии. На которою я вынес кризисный момент работы со своей клиенткой. Возможность рассмотреть психотерапию с разных сторон ( фокусируясь на клиенте, психотерапевтическом процессе, психотерапевте и его взаимоотношении с клиентом ) всегда дают ресурс и подсказывают выход из казалось бы, безвыходного положения. А поддержка коллег вдохновляет.

Я надеюсь, что эти маленькие заметки будут полезны как клиентам, обращающимся за психотерапевтической помощью. Так и коллегам психологам и психотерапевтам.

 

Первое впечатление.

 

Вы созвонились и согласовали день и время. Уже после телефонного разговора у Вас создался определённый образ. Однако первая встреча всё определит. Хотя и телефонного разговора бывает достаточно.

И вот Вы идёте или открывается дверь и он (она) заходит. Первое впечатление – это очень важный момент. Секунды, минуты и Вам почти всё ясно, кто это и что принёс. Что придётся утилизировать. Чувства уже возникли и надо к ним отнестись серьёзно. Невербальная коммуникация уже произошла. Если что, к ним Вас вернут уже потом на супрвизии.

Ваше первое впечатление?

Как он (она) выглядит, опишите?

Какие чувства вызвал?

Это уже потом в конце консультации, когда вы прошлись по всем сферам жизни. Выслушали жалобы. Клиент высказал свои ожидания, желания, страхи. И Вы размышляете, можете и хотите за него браться. Однако чувства свои обмануть невозможно. Первое впечатление уже всё определило. Ваш контрперенос уже начал работать. И очень важно его не выпускать из сознания.

 

Безопасность и доверие.

 

Самым важным условием, для создания терапевтических отношений в начале терапии является создание безопасных условий для клиента. Что бы вы ни говорили о кофиденциальности

Только клиент определит безопасно ему говорить здесь всё, что он думает и чувствует. И можно ли доверять этому психотерапевту или нет. Это решение он примет на основании многих факторов, и ваши слова при этом будут иметь не самое решающее значение.

Как-то при знакомстве с одно своей коллегой я услышал историю, как была нарушена конфиденциальность. И её репутация была испорчена и надолго.

Атмосфера безопасности и доверия будет создаваться не за одну встречу, а обычно за 3-5. И это время необходимо использовать для решения других задач.

 

 

Первые пять встреч.

 

Самым лёгким и приятным клиентом является мотивированный клиент. Который знает, зачем он сюда пришёл. Ради чего и ради кого он будет тратить своё время, деньги и вкладывать усилия. И какой результат получит.

И за первые пять встреч это надо донести до клиента, если он этого не понимает. Очень часто такими клиентами бывают молодые коллеги, которые набираю свои часы личной обучающей терапии. Но для меня важно, что бы таким был каждый клиент, за которого я берусь. А терапия была долгосрочной, результат которой принёс не только деньги, но и удовлетворение.

Для проверки мотивации клиента можно задать стандартный вопрос « Насколько Вы считаете свою проблему серьёзной, и сколько времени, усилий и денег готовы вложить в её разрешение»

Соблюдение рамок терапевтического процесса. Создаёт оптимальные условия для положительного продвижения психотерапии. Однако очень важно всё объяснять, почему это так, и для чего.

Почему не могут быть отношения за пределами кабинета, что значит оставленный надушенный женский шарфик. И почему закрыта личная жизнь психотерапевта и т.д.  

К третей встрече Вы уже определились, и на пятой можно уже все договорённости оформить на бумаге.

Психотерапевтический процесс как минимум с равной ответственностью. И у Вас за эти пять встреч есть право отказаться от этого клиента, и он это должен понимать.

Безопасность, доверие и поддержка – это универсальные условия. Если этого нет в вашей супервизорской группе. У Вас супервизироваться не будут.

 

Когда клиент плачет.

 

Многие начинающие коллеги, оказавшись в данной ситуации. Испытывают растерянность. Их так же переполняют сильные чувства, которыми они «заражаются» от клиента. И первое желание, которое у них возникает. Это утешить и успокоить, дать салфетку. Так поступает обычный человек.

Почему так? ВЫ сами не хотите переживать такие сильные и неприятные эмоции. И неосознанно желаете, чтобы эта ситуация завершилась как можно скорее.

И только потом, когда появляется опыт. Выростает ваша фрустрационная толерантность. И ваше поведение определят мышление, а не чувства. Вы понимаете, что клиента не надо уводить из этой ситуации. Может именно сейчас он будет говорить о том, о чём раньше никогда никому не говорил. И признается Вам в том, в чём боялся признаться даже самому себе.

Возможность отреагировать вербально и эмоционально уже принесут облегчение. Но особенно важно, чтобы произошёл анализ. И ещё лучше, чтобы это сделал сам клиент.

« О чём Вы плачете? О чём говорят Выши слёзы? О чём кричат Ваши слёзы? Каково Вам плакать в моём присутствии?»

 

Чувства, Мысли, Поступки и Тело.

 

Зачастую удивляешься, что даже профессионалы не понимают, что происходит на их сессиях, когда они работают с клиентом.

Встречаясь с клиентом (или группой) происходит общение. Инструментом общения является беседа. В которой задействованы мысли, чувства клиента и психотерапевта. Изменение мыслей и чувств приводят к изменению поведения клиента. А так же реагирует тело на изменение чувств и мыслей.

Все направления в психотерапии можно разделить на четыре группы. В которой ведущее место занимают мысли, чувства, поведение или тело.

Однако во всех направлениях задействованы все эти четыре компонента.

И если Вы отслеживаете свою работу с учётом этих четырёх компонентов. То у Вас появляется возможности видеть процесс с четырёх сторон. Используя по необходимости в зависимости от ситуации то мысли, то чувства, то поведение, то реакции тела.

Я участвую в супервизиях которые проводятся В Ростове-на-Дону при РПА (Ростовской Психоаналитической Ассоциации). Пять лет ходил на супервизии наш коллега, который работал исключительно аналитически. Упорно не замечая свои чувства. Он высказывал великолепные аналитические выводы и разборы случаев. И только через несколько лет стал обращать внимание на свои чувства и чувства клиента.

Фрейд писал, и Литвак это часто повторяет « Наш бог разум, голос интеллекта тих, но он не устаёт повторять – и слушатели находятся».

Однако существует гештальт терапия, поведенческая и телесная психотерапия.

Существует эмоциональный интеллект. Что он включает:

- Способность понимать себя и свои эмоции.

- Способность контролировать и регулировать свои эмоции.

- Способность понимать эмоциональное состояние и желания других людей.

- Умение регулировать отношения с другими людьми с учётом эмоций.

Поэтому профессионал обязан иметь высокий эмоциональный интеллект. А умение видеть себя и клиента с четырёх сторон повышает профессиональный уровень.

 

  Утилизатор мусора.

 

На одной из Балинтовских конференций Иренуш Кафлик (Польша) рассказал, как он отвечает когда его спрашивают чем Вы занимаетесь. « Я утилизирую мусор. Какой? – эмоциональный». Фриц Перлс был более откровенен по этому поводу.

Количество разводов и суицидов психотерапевтов в Америке. В десять раз больше, чем среди обычного населения.

К чему я всё это?

Не забывайте вовремя позаботиться о себе. Используйте профилактические меры. Тем, что приносят Вам клиенты можно заразиться. Не ленитесь ходить на супервизорские и балинтовские группы.

 

      

 

   Супервизии, Интервизии, Балинтовские группы.

 

Ежегодно весной в Ростове-на-дону проходит Южнороссийский психологический форум. Там я часто провожу в мастерскую по интервизиям и супервизиям.

Как-то на конференции по Символдраме в Кисловодске я услышал мнение Эберхарда Вильке (президента Международного общества Кататимного переживания образов МО КПО) относительно супервизий. В России это направление называется Символдрама.

«Надо пройти 200 часов своей личной терапии и всё последующую профессиональную жизнь необходимо супервизироваться».

Почему это так?

Супервизия - это:

-общение в профессиональный в среде. ( если вы занимаетесь частный практикой обычно в этом есть дефицит).

-профилактика профессионального выгорание и угасания.    ( отрицательными эмоциями также можно заразиться)

-профессиональный рост (каждый завершённый трудный случай это продвижение на профессиональном путин)

-продолжение личный терапии (если в ходе супервизии было выявлено, что причиной кризиса терапии стала что-то личное психотерапевт. Это возможность поработать свой внутриличностный или межличностный конфликт).

Для этих целей подходят и Балинтовские группы. В которых психотерапевтический процесс рассматривается в формате отношений.

Сейчас всё доступно в интернете.

 

Продолжение следует.

×
Запись на консультацию
Пожалуйста введите Ваше имя!
Пожалуйста введите Ваш email!
У Вас есть вопросы? Задайте их здесь
×

Получить бесплатный семинар

"7 навыков личной эффективности"

limancev
Будущее зависит от тебя!
 
Врач психотерапевт, психиатр-нарколог, группаналитик
Мне за пятьдесят и часть этого пути под названием жизнь я уже прошёл. Для кого-то это уже финал. Впереди пенсия, старость и болезни. Для меня это только первая половина, на следующие пятьдесят у меня большие планы. И они будут не менее интересны, успешны и радостны, чем предыдущие.
Так как я уже знаю ,что надо делать и умею это делать

Прочитать всю биографию

×
Запись на консультацию
Пожалуйста введите Ваше имя!
Пожалуйста введите Ваш email!
У Вас есть вопросы? Задайте их здесь
×

Получить бесплатный семинар

"7 навыков личной эффективности"

Лиманцев Василий Викторович

limancev

Лиманцев Василий Викторович

Все зависит от нас самих, только надо знать, что делать и как
face okvklinkskype you

 

 

×
Запись на консультацию
Пожалуйста введите Ваше имя!
Пожалуйста введите Ваш email!
У Вас есть вопросы? Задайте их здесь
×

Получить бесплатный семинар

"7 навыков личной эффективности"

+7 952 601 92 70

+7 928 270 52 42

×
Запись на консультацию
Пожалуйста введите Ваше имя!
Пожалуйста введите Ваш email!
У Вас есть вопросы? Задайте их здесь
×

Получить бесплатный семинар

"7 навыков личной эффективности"

Подписка на новости

Войти
×
Запись на консультацию
Пожалуйста введите Ваше имя!
Пожалуйста введите Ваш email!
У Вас есть вопросы? Задайте их здесь
×

Получить бесплатный семинар

"7 навыков личной эффективности"